Приёмная мама для зверей: в "Лимпопо" выхаживают детёнышей тамаринов, от которых отказались родители
Весенний беби-бум в «Лимпопо» на этот раз отличился тем, что самки эдипова и львиноголового тамарина, впервые ставшие мамами, отказались выполнять свои родительские обязанности. Выкармливают детёнышей сотрудники зоопарка.
4 февраля 2016 года на нижегородской земле появился на свет один из самых маленьких представителей семейства приматов – детёныш эдипова тамарина. Прибавления в семействе ждали очень долго, поэтому новорождённому были особенно рады. Однако впервые ставшая мамой самка эдипова тамарина отказалась от своего наследника. Поскольку у этого вида животных самец и самка принимают равное участие в воспитании потомства, глава семьи проявил ответственность и забрал малыша, но возможности выкормить у него не было. Заботу о малыше взяли на себя сотрудники зоопарка.
Крошечного малыша, весом всего 25 грамм, стали выкармливать молочными смесями с первого дня жизни. Так как в природе тамарины носят своих детёнышей на себе, работники зоопарка использовали меховую подушку с грелкой, имитирующей тепло маминого тела. Новорождённому массировали живот, умывали тёплой водой, чтобы он чувствовал родительскую заботу. Постепенно маленький тамарин начал набирать вес, и уже сейчас он достиг 141-го грамма, что полностью соответствует норме. Также в его рационе появилась еда взрослых особей – соки, овощи и фрукты.
Новорождённому дали имя Феникс и устроили в его клетке настоящий детский сад. Поскольку Феникс здоров и полон сил, он много времени уделяет играм: лазит по канату, разбрасывает мячики или качается в крошечном меховом гамаке.
Ещё одной «мамой-кукушкой» стала самка львиноголового тамарина в ночь с 13 на 14 апреля 2016 года. Семейство пополнилось сразу на двоих детишек. В первый день киперы обратили внимание, что один из малышей вялый и плохо цепляется за маму. Вскоре самка оставила одного отпрыска, а у сотрудников зоопарка прибавилось забот. Детёныш, открывший глаза только на второй день жизни, весит сейчас 64 грамма, охотно есть молоко из соски и засыпает, обняв любимую меховую игрушку. Между тем, семья львиноголовых тамаринов благополучно продолжает заботиться о втором своём отпрыске.
Также в «Лимпопо» сейчас выхаживают ещё одного малыша – детёныша японских макак, проживающих в балахнинском филиале «Маленькая стана «Лимпопо». Самка Сакэ родила 13-го апреля 2016 года, но материнский инстинкт у неё не проснулся, поэтому новорождённого забрали и увезли в нижегородский зоопарк. Если состояние двух тамаринов не вызывает опасений, то за жизнь этого примата буквально приходится бороться: первые пять дней его носили на руках, чтобы он чувствовал сердцебиение и тепло человеческого тела. Специалисты сейчас делают всё возможное и круглосуточно находятся рядом с малышом.
«Животные отказываются от выполнения материнских обязанностей и в природе, и в зоопарках. Такое часто случается в парах, которые становятся родителями впервые. К отказу может привести любой стресс, особенно у пугливых или очень осторожных животных. У сотрудников «Лимпопо» есть хороший опыт выкармливания брошенных малышей, поэтому мы надеемся на благополучное воспитание всего детского сада, появившегося этой весной», - отметил директор зоопарка «Лимпопо» Владимир Герасичкин.
ЭТО ИНТЕРЕСНО:
Для выхаживания брошенных малышей сотрудники зоопарка «Лимпопо» не случайно используют меховые игрушки с грелками. То, что куклы нравятся не только человеческим детенышам, ученые знают давно. Сегодня специалисты уверены, что игрушки просто необходимы малышам, особенно в зоопарках, где роды, бывает, проходят трудно.
Так произошло, например, с детенышем индийского носорога, родившимся в зоопарке города Сан-Диего в Калифорнии. Его мать погибла во время родов, но ее вполне заменил плюшевый слоненок, рядом с которым маленький носорог засыпал моментально.
В мозгу детеныша имеется архетип, диктуемый историей эволюции, и именно он предопределяет поведение. Мать—источник пищи и чистоты, и игрушка не может заменить ее в этом смысле. Но она дает тепло и стимулирует осязание, малыш учится у нее согреваться, и в этом игрушка — превосходный суррогат. Причём не только психологический, но и практический, потому что способность сохранять нужную температуру тела у малышей ограничена.
Когда же приходит время попрощаться с плюшевой мамой, животные уже способны перестроиться сами.